Василий Ленский

"Мутанты"

Г Л А В А 4

Этюды оптимизма

 

4.2. Религии

- Как Вы смотрите на роль религии, особенно теперь? - спросил я отца Никодима.
- Мне думается, что теперь настало возрождение.
- Я заметил, что Вы с удовольствием проводите здесь встречу для молодёжи. Кроме того, проявляете огромный интерес и живость. А где Ваша настоящая база?
Мы сидели с отцом Никодимом в углу небольшого коридора, чтобы никому не мешать. На этой встрече я только что провёл популярную лекцию и был перерыв. В зале ещё о чём-то горячо спорили, другие выходили, переговариваясь.
- Ленский возомнил, что в многополярности разбирается только он, - сказал высокий, худощавый парень.
- Не очень Вас чествуют, - пошутил отец Никодим.
- Вам будет проще.
- Отчего же?
- Существует инстинктивное раболепие перед религией.
- Может быть так и надо. Должен быть страх перед господом.
- Вы не ответили на мой вопрос по поводу Вашего базового положения?
- У нас маленькое производство в Алтае. Я заведую поставкой свечей и всей нужной надобности, которую может производство с пасек.
- Иными словами, Вы - главный пасечник.
- Если Вам так удобнее, но чувствую, что Вы говорите это специально.
- Это верно. У меня, отец Никодим, своё отношение к религии. То, что Вы являетесь пасечником, меня обрадовало. Не люблю дармоедов. А как Вы оказались в Москве?
- Вызвали в патриархию.
- Вот Вы сказали о страхе по отношению к господу. Вы не находите, что это никак не согласуется с учением Иисуса Христа?
- От чего же?
- Любовь не совместима со страхом. Это два противоположных качества у человека. Они не совместимы. Любовь поворачивает человека на контактность, общительность, доверие, уважение. Напротив этого - страх. Страх вызывает защитную реакцию. Человек замыкается, Становится недоверчивым, критичным. А Иисус упрекает апостолов за наличие у них сомнений.
- Вы, уважаемый, спутали отношение мирян друг с другом и отношение мирян с господом.
- Позволю себе подойти к этому чисто по человечески. Вот живёт человек. Мирские дела тренируют определённые свойства. Когда он был ребёнком, то у него же был какоё-то комплекс свойств, по которому он развивался и рос. Затем происходит урон части из этих свойств. Оставшаяся часть способствует неудовлетворёностям, страданиям и болезням. Теперь вопрос: где человек будет компенсировать утраченные свойства.
- Для меня вопрос несложный. Нужно обратиться к богу.
- Вот мы и нашли общий язык. Тут я с Вами, отец Никодим, наверное, и помогу себе разобраться. Часть свойств, которые каждодневно упражняет человек, ведёт его к утратам. Однако это потом. В детстве он был гармоничен, иначе не имел бы радостных эмоций. А это крайне существенно.
- В каждом заложена искра божья.
- Пусть будет так. Но вот произошла потеря. Даже апостолам Иисус приводит в пример дитя. Выходит, у апостолов тоже не всё было в комплексе. Но я веду к другому. Утраченную часть свойств берётся восстанавливать церковь. Страхов в жизни и так хватает. Стоит ли добавлять и усиливать это свойство.
- Кажется, я понял, куда Вы клоните, - сказал отец Никодим. - Вы сводите всё к человеческому.
- Я человек. Кроме того, нет религии для лошади или для собаки. Наверное, никто не написал святое писание и для ваших пчёл. Получилось, что религия только для человека. Для меня это принципиальный вопрос. Человек обладает конкретными качествами. И ничего иного, кроме ожидания дополнительных возможностей у него нет. Но даже это ожидание чисто человеческое и принадлежит одному из качеств. С этих позиций мне просто смотреть на религию.
- Вы не учитываете волю господа.
- Не только я, но и ваши прихожане не в состоянии учесть то, что не почувствовать, не выразить, не способны. Другое дело, если они что-то почувствуют. Нет спора. Необыденное восприятие они не в состоянии выразить ни единым словом. Однако страх чётко конкретное известное каждому качество. Может быть в религии, что-то иное подразумевается под этим словом.
- Страх перед господом - это уважение и почитание его.
- До степени страха?
- До беспредельного почитания.
- Это несколько меняет дело. По качеству в человеке это называется раболепие. В данном случае, это выглядит так.
- Вы опять спутали мирские отношения с отношением человека с господом.
- Если бы мы с Вами говорили о разных качествах, то я с удовольствием согласился бы. Предположим, Вы сказали бы так: обыденному человеку присуще некоторые эмоционально-психические состояния. Однако религиозному человеку присущи сверх того совершенно другие качества в виде эмоционально-психических переживаний.
- Не стану лукавить, такое может быть и есть у святых.
- То есть, сами Вы на святость не претендуете?
- Упаси меня бог приписывать то, что мне пока ещё не дано.
- Следовательно, Вы не претендуете на отличающиеся особые качества.
- Выходит, что так. Может быть, прихожане имеют такие свойства?
- Как знать.
- Может быть, служители церквей являются святыми? Я это говорю, подводя Вас к парадоксу: если прихожане святые, то кто тогда служители?
- Понимаю.
- Иисус Христос ведёт путём понимания через притчи, но всё же требует веру. Вера - это не умственное понимание. Если бы можно было к качествам через ум, то за две тысячи лет от рождества Христова, святых было бы уже столько, что на земле воцарила любовь и взаимосогласие. Все знают интеллектом, но никто не получает качества.
- По Вашему выходит, что от познания нет пути к вере.
- Разве это моё мнение. Это факт по прошествию двух тысяч лет. Но вернёмся к качествам. Итак, церковь берётся воспроизводить качества утраченные. Для того чтобы предложить необычные качества, служители сами должны ими владеть. В таком случае они святые.
- Они несут голос божий. Не обязательно быть святым.
- То есть говорят о том, о чём сами не ведают.
- Они несут святое писание.
- Итак, они надеются на то, что через интеллект, то через знание святого писания у кого-то из прихожан произойдёт одно из двух: или возродятся утраченные эмоционально-психические радости, или появится к тому дополнительное восприятие.
- Получается, что так.
- Значит с прихожанами они на равных.
- Да.
- Почему в церкви иерархия?
- Так завелось с давних пор.
- Это противоречит учению Иисуса Христа. А теперь вернёмся к качествам. Церковь берётся возрождать качества, то есть там должны быть мастера не слова, а знатоки качественных состояний человека. Выходит, что кроме страха, не обходимо вызывать чувства счастья, любви, одухотворённости, таинственности, ожиданий, милосердия и другие. Вот я пролистал не давно молитвенник. И что же я вижу? Везде ярко выраженное попрошайничество.
- Просите и Вам дано будет.
- Да, это слова Иисуса. К кому они относятся? Есть два противоположных качества у человека. Личностное и радование за всех. С позиций личностного получится, что не дай бог молитва исполнится. Исполнение личного желания может быть только путём ущемления желаний других. Но нужна ли молитва тем, кто уже душою повёрнут во имя других людей с отказом от себя?
- Каждый берёт своё. Молитва нужна ещё и как напоминание. Напоминают, когда нет. Если я уже в чувстве любви, зачем мне напоминать о ней. Вот и получается, что призывают тех, кто живёт только для себя. Это аннулирует весь молитвенник.
- Почему?
- Повторю. Если кто-то уже в счастье и любви, то напоминать ему нет смысла. Тот, кто не имеет подобного, тот молит лично для себя. Так устроен человек. Одно исключает другое. Но есть ещё один очень серьёзный момент: можно ли призывом вызвать положительную эмоцию?
- Думаю, что можно настроить. Человек будет помнить о добре и не станет вершить зло.
- Из опыта поведения людей известно, что словами можно вызвать эмоцию отрицательную. Например, разозлить человека, обидеть человека, испортить ему настроение. Однако не свойственно словами вызвать счастье, любовь, одухотворение, истинную веру. Читающих много, следовательно, давно бы все ходили влюблёнными.
- Честно признаюсь, я на эти темы не думал.
- Но ведь именно церковь берётся за возрождение качеств человека. Получается, она берётся за то, о чём сама не ведает.
- Не имею прав отвечать за всю церковь. Я могу говорить только относительно самого себя.
- Я говорю о человеке вообще. Святых я уважаю, но среди служителей их не вижу. Вот и получилось, что человеку податься, кроме как в церковь на спасение себя не куда. Церковь в это время "накачивает" прихожан обыденными качествами худшего варианта, то есть отрицанием, страхом и раболепием.
- Так Вы против религии?
- Коронный ход любого служителя церкви. Как только ему что-то не нравится, так сразу же прикрывается именем господа. Вот это и есть от лукавого!
- Все мы грешные.
- В Евангелие на это не указывается. Но мы пришли к чёткому различению между знанием и верой, то есть между словом и качеством. Церковь берётся за качество, которое глубже, чем качество, за которое берётся искусство. На деле я не встретил ещё ни одного служителя из разных рангов, который в своём назначении хорошо бы разобрался. Не удивительно, что Лев Николаевич Толстой, выступая за учение Иисуса, был отторгнут от церкви. У меня к Вам неожиданный вопрос.
- Говорите, Василий. Я отношусь к Вам с уважением.
- Прежде чем задать вопрос, удовлетворённо замечу, что ответом этим уже подтвердили себя как христианин. Любите врагов ваших и молитесь за них…
- Слушаю Вас.
- Что будет, если сейчас явится Иисус Христос? Как поведёт себя церковь? Как они обнаружат, что это Иисус? Не окажется ли так, что его опять погонят на Голгофу и будут кричать "распни его!"
- На распятие господа церковь не способна.
- Но мы уже пришли к тому, что служители церкви не обладают особым даром. Фарисеи тоже служили богу.
- Не в праве даже думать на такие темы.

* *

*

Однажды я прогуливался вдоль реки. Стола прекрасная погода конца лета. Всё вокруг было насыщено благодушием. Люди проходили в мягком ненапряжённом состоянии.
- Вы не хотели бы почитать вот эту литературу, - подошли ко мне парень с девушкой.
У них в руках было несколько брошюр. Опытным глазом я тут же определил, что это представители какого-то религиозного направления.
- Нет, спасибо. Я уже много читал подобной информации.
- Да, сейчас всяких много, но мы отличаемся правильной верой.
- Правильным словом или правильной верой?
- Правильной верой.
- Зачем вам тогда нужна вот эта литература? Всё это слова. Вера - это качество. Вы можете без слов передать мне хоть какое-то качество?
Парень и девушка смотрели на меня удивлёнными глазами.
- У нас Новая Церковь, - сказала девушка. - Мы видим, что другие идут неправильным путём.
- Вера - это качество, это состояние. Вы что считаете, что есть правильное качество религиозного чувства и ложное эмоционально-психологическое чувствование?
- Мы говорим о неправильном понимании веры, - сказал парень.
- Наверное, я выразился не точно. Вы не услышали меня. Попробую выразиться иначе: можно ли словами вызвать любовь?
- Можно, - тут же ответила девушка.
- Вы хотите сказать, что достаточно прочитать несколько сонетов о любви и любовь уже тут?
- Я это утверждать не стану, - сказал парень.
- Значит словами качества вызвать нельзя. Можно вызвать отрицательные качества: злобу, разрежение, обиды, ненависть, недоброжелательность. Похоже, что Вы говорите о положительных качествах.
- Кто же будет призывать к ненависти? - подхватила девушка.
- Я специалист слова. Имею научно-педагогический стаж. Провожу популярные лекции, выдерживаю в том конкуренцию. Пишу книги. Вы тоже уповаете на слова. Используете ли вы иные слова, чем есть в русском языке?
- Слова те же самые, - сказал парень, - но содержание в них другое.
- Если слова те же самые, то остаётся лишь композиция между слов. Вы что вместо подлежащих ставите сказуемое или меняете синтаксис?
- Кто же поймёт такую речь? - ответил парень.
- Итак, слова те же самые, построение из слов те же самое, чем отличаются ваши письмена от уже известных?
- Темой о правильной религии и о боге, - ответила девушка.
- Значит, всё то же самое, только отличие содержит тема. У вас есть конкуренты. Например, православие давно уже проявляет мастерство именно в этих темах. В предыдущие века были богословы. Они также пришли к тому, что неизбежно использовать те же самые слова. Фауст в произведении Гёте размышляет над ролью слова и дела. Получается, что вы не новички в этом. Чем вы превосходите своих конкурентов?
- Мы не собираемся ни с кем конкурировать, - резко ответила девушка.
- Не хорошо раздражаться. Это противоречит учению Иисуса. Если я сейчас ударю вас по щеке? Свершится ли у вас от этого радость?
- Какая радость от хулиганского поступка, - ответила она опять резким тоном.
- Если такое написано в вашей литературе, то вы противники учения Иисуса Христа. В чём тогда содержание вашей религии? Может быть, вы проповедуете Кришну, или Будду, или Мухаммеда?
- У нас единая религия.
- Прежде всего, ни одна из религий мира не содержит отрицания.
- А как мусульмане? - возразил парень.
- Это означает, что ты Коран не читал. В Коране нет отрицания. Напротив, Мухаммед призывает к любви и на первом этапе считает мусульманами Моисея и Иисуса Христа. Он с почтением относится к Марии, матери Иисуса. По истории зарождения Ислама священное место Каабы началось с образование его Авраамом. Когда от жажды в пустыне умирал его сын Исмаил, то из-под земли забил источник Зем-Зем. Это и стало изначальным святым местом. Поэтому Мухаммед не мог отрицать Библию. Коран, таким образом, признаёт всех верующих и все религии. Мухаммед говорит: "Каждому народу дано своё святое писание". Вы предлагаете единое святое писание?
- Мы предлагаем правильное понимание.
- Итак, от веры мы уже ушли, так как это качество. Качество не вызвать призывами. Следовательно, любой призывающий является насильником.
- Почему насильником, - вновь вспыхнула девушка.
- Кто же из людей отдаст предпочтение злобе вместо любви!? Если человек способен вызвать у себя эмоцию, то он воспользуется этим и без приглашений. Вы сами можете вызвать у себя эмоцию по желанию?
- Нет, - засмеялся парень.
- А зачем призываете других к любви? Это безнравственно.
- А если кто имеет любовь? - кокетливо намекнула девушка на себя.
- Тогда он будет молчать. Любовь - это качество. Как только зазвучат слова любви, оно тут же исчезнет. Таков Человек. Итак, мы пришли к тому, что призывать человека к любви равнозначно, что считать его дураком, который не догадался сам воспользоваться этим прекрасным чувством. С другой стороны, если человек не способен вызывать у себя эмоции, то тогда такой призыв звучит упрёком. Вот почему я назвал это насилием.
- Никакого насилия тут нет, - опять упрямо возразила девушка.
- Подожди, - остановил её парень, - ты не понимаешь, о чём он говорит.
- Теперь можем поговорить о религиях мира. Вы не первые, которые пытаются совместить несовместимое. Например, я неоднократно жил в индийском ашраме Сатьи Саи Бабы. Он тоже замахнулся на объединение религий. Если исходить из религиозного чувствования, то оно не зависит от национальности и вероисповедания. Однако в таком случае не должно быть слов и не должно быть теорий. То есть, нет "правильного понимания" религии. Однако Сатья Саи Баба то же многословит. Был я и в других ашрамах, таких как Шри Ауробиндо и кришнаитском по Вриндаване. Там подходят ближе к чувствованию и не дёргают друг друга словами. Эмоция представляет чисто индивидуальное переживание. Вы способны передать эмоцию другому человеку?
- Нет, - ответил парень.
- Значит, вы рассчитывает вызвать эмоцию через слово?
- Получается, что это пока не удаётся.
- Верно. Две тысячи лет со дня рождения Иисуса Христа используют слово, а результат сами видите какой. Итак, каждый человек обречён переживать не только религиозное чувствование, но и обыкновенную эмоцию только сам в себе. Даже рассказать он об этом, потом не сможет. Он может лишь говорить, что было очень хорошо. Вам же останется либо верить ему, либо сомневаться. Вот почему призывы к всеобщей любви являются наглым насилием. Кроме того, сам призывающий выглядит в некрасивом свете. Он заведомо ставит себя в привилигированое положение судьи. Так устроен человек.
- Вы считаете, что единой религии не может быть?
- Единое чувствование исключено индивидуальным переживанием. Единое понимание исключено мировоззрением.
- Почему?
- Вы не ознакомились с Кораном. Но я вижу, что вы не ознакомились с учением Будды. Буддизм находится с противоположной стороны от Христианства и Мусульманства. Буддизм опирается на свойство сознания, то есть на качество личностного переживания. Обратите внимание, не на внешний приход откуда-то и чего-то, а наличное состояние эмоциональных переживаний. Не противопоставляя себя Христианству и Мусульманству, они уже оказались на противоположной стороне. Как вы соедините воедино два противоположных мировоззрения. По одному мировоззрению, всё находится руках божьих. То есть в руках Творца. По другому мировоззрению, всё зависит от твоих собственных свойств, способностей, состояний. Одно исключает другое. Оно может быть объединено только в самом чувствовании. Но все чувствуют молча.
- Я ознакомилась с восточной литературой и там нет того, о чём Вы говорите.
- Что это за литература?
- Её теперь полно. Многие увлекаются Востоком.
- Количество здесь не показатель. Однажды Маяковскому сказали: "Маяковский, мы с друзьями всю ночь читали Ваши стихи и ничего в них не поняли". На это Маяковский ответил: "Надо иметь умных друзей". Восток отличается не только точкой отсчёта сознания, но и формой интеллекта. Почитайте внимательно Упанишады. Там будет сказано: "Ты есть Брахма, а Брахма это ты". Одного этого достаточно, чтобы не разделять бога от человека. Почитайте внимательно Веданту. Квинтэссенцией Веданты является Бхагават-Гита. Сознание Кришны это такая точка отсчёт, при которой все миры, будущее, сегодняшнее и вчерашнее это и есть сознание, то есть я.
- Мы знаем кришнаитов и читали Бхагават-Гиту. Там всё выражается в отношении верующих с господом, - сказала девушка.
- Какую Гиту вы читали? Из Махабхараты? Она содержит всего лишь двадцать страничек. А может быть, вы читали трансформацию Гиты Прабхупадой? Так там несколько томов, то есть личное мнение одного человека западного мышления. К Востоку это отношение не имеет.
- Как всего двадцать страниц, - удивился парень.
- Знакомьтесь с первоисточниками. Тогда вы не наткнётесь на личное мнение очередного "учителя". Вот почему вам была понятна Бхагават-Гита. Комментатор её оказался таким же, как вы по форме мышления. Поэтому подобные вам люди возликовали и решили объединить всё в единую церковь.
- Я не могу согласиться, - вновь возразила девушка, - Религия это вера в Бога.
- Об этом говорю и я. Нет возражений. Но слово религия вы ставите как аксиому. А религия имеет содержание. Точно также на любое высказывание можно ответить: - "Всё есть в этом мире". Этим догматическим приемом пользуетесь и вы. Он отрицает собеседника и требует безоговорочного признания. Претендующие на веру так и делают. Они говорят: "На всё есть воля божья".
- И в чём же здесь догма, - не унималась она.
- Здесь умом заложена аксиома: бог ставится как безграничный хозяин, творец, созидатель.
- А кто же он?
- Спиноза сказал однажды, что любое определение бога есть, отрицание его. Но я привел вам в пример буддизм и индуизм. Там эту аксиому не признают. Как вы будете с ними общаться? Силой? Убеждением?
- Убеждением, конечно.
- Им придётся для этого поменять сой образ жизни, отказаться от многовековых традиций, сменить свои обряды, заменить ориентиры в сутрах сжечь всю литературу по эпосу.
- К чему такие жертвы.
- В отличие от христианства у них всё это слито воедино. Даже прием пищи имеет религиозную традицию. Индусы едят только правой рукой, и сидят только определённым образом поджав ноги; не существует одинаковой посадки у мужчин и женщин. Индусы различают не по образованию, а по варне, у нас это называют кастой.
- Кастовая система несовместима с нашим временем, - декларировала она, - Это унижает человека.
- Скажите, унижает профессия электронщика профессию бизнесмена?
- При чём тут это?
- Варна- это показатель свойств человека. Думаю, что любитель музыки не возвышается над любителем живописи, а восторженный человек не позорит сентиментального. Различать людей не по дипломам, а по свойствам и качествам и есть традиция варн. Вот мы и пришли к тому, что вы взяли на себя смелость говорить именем других народов.
- Люди стремятся к единой вере.
- И опять вы говорите именем людей, с которыми даже не посоветовались. Может быть, вы себя считаете человечеством? Это модно в политике. Там козыряют именем народа. В религии этот прием не проходит.

* *

*

- Вы не хотели бы встретиться с Виссарионом? - спросила меня женщина после лекции.
- Наслышан о таком.
- Да, он достаточно популярен. Он говорит, что теперь возле него опять собрались все те, которые были возле Иисуса Христа.
- Иными словами, он выдаёт себя за Иисуса.
- Он написал даже Новый Завет. Если хотите, возьмите почитать, - она передала мне небольшую книжку.
- Прочитаю, с удовольствием. Встречу тоже с удовольствием. У меня хобби встречаться с Иисусами Христами. Их теперь в мире насчитывается одиннадцать человек. Даже одна женщина в их числе.
- Вы имеете ввиду Дэви Марию Иисуса Христа?
- Да, именно её.
- Это было не серьёзно. Виссарион - это другое дело. Впрочем, завтра я могу Вам организовать встречу. Сперва я поведу Вас к Пилату.
- Я в восторге! - искренне воскликнул я.
На следующий день нас привели к Пилату. Небольшого роста человек в сером костюме был достаточно приветлив.
- Я давно уже увлёкся религией, - сказал он. - Был в разных группах и теперь встретился с Виссарионом. Виссарион определил меня как Пилата.
- Очень интересно. Получается, что среди его окружения уже собрались все? Или есть ещё вакантные места?
- Он говорит, что все.
- А кто занял место Иуды Искариота?
- Пока ещё не определились, - засмеялся он. - Давайте пойдём к нему. Может быть, он сам Вам назовёт.
Всей группой мы пошли в дом, в одной из квартир которого поселился Иисус Христос. В одной из комнат седели люди на приём к нему. Были здесь и дети. Пилат провёл нас к нему без очереди. Римляне не уважали народ. У них была иерархия положений.
- Вот это, так называемый Иисус Христос, - представил он Виссариона.
Иисус Христос сидел в кресле, обхватив огромными руками колено ноги. Он даже не улыбнулся на саркастическое вступление Пилата. Так оно и должно быть. Пилат, ведь, не верил в истину.
- Вы написали другой вариант Нового Завета, - обратился я к нему после того, как пришедшие представились и сели.
- Да, теперь другие времена, - ответил он.
- Разве тот вариант Нового Завета устарел? В чём выразилось это старение?
- Сейчас век технического прогресса. Изменилось мышление. Изменились нравы и обычаи.
- Изменился ли сам человек по качеству?
- Да, люди стали грубее. Жестокость и отсутствие сострадания превратились в норму.
- Насколько мне известно, времена Иисуса отличались ещё большей жестокостью. Возьмём арамеев, египтян, затем сирийцев, а затем римлян. Все они отличались повышенной жестокостью и беспощадностью.
- Тогда народы были разрозненные. Теперь наступает время единения всех народов.
- В этом варианте Нового Завета, - я показал на книжку, - очень много пуганья людей всяким страхами. Из этого видно, что Иисус сам сменился. Прежний Иисус призывал к любви, давал тому личный пример.
- В Новом Завете есть тоже предупреждение.
- Я этого особо не заметил. Я обратил внимание на центральные высказывания о любви к врагам своим, о нищете духа, о симптомах, когда наступит конец света. Есть отрицания по отношению к фарисеям. Они выражены в виде мягкого упрёка.
- Теперь приближается конец света. Людей нужно предупредить.
- В чём?
- В их греховности.
- Когда евреи собрались побить Иисуса камнями, то он спросил: "За что?". На это ему ответили: "За то, что ты богохульствуешь и, называя себя сыном божьим". На это Иисус ответил: "Не в вашем ли писании сказано: Вы боги!". Итак, тот Иисус не пугает и не перечисляет грехи человеческие. Как раз, напротив, он осуждает всякого, кто даже назовёт другого дурным словом. Кроме того, на вопрос сколько раз прощать, он отвечает с оттенком, который снимает границу этого понятия.
- Народы удалились от веры. Поэтому близится конец света.
- Звучит так, словно, конец света приближается из-за греховности людей.
- Так оно и есть.
- И здесь новая и отличающаяся сторона по сравнению со старым Новым Заветом. Там нет указаний в виде пуганья. Там перечисляются симптомы. Всё это выглядит так, что после конца наступит, напротив, возрождение. Опять звучит оптимизм.
- Симптомы эти наступили.
- Не скажу, что это так, хотя бы потому, что люди не научились ещё пить яды и говорить на иных языках. Каждый говорит на своём языке и изучает язык другого народа. Нового в том ничего нет. Насколько я оповещён, у вас есть последователи.
- Да, люди тянутся ко мне.
- Наверное, создана община?
- Основным центром является не Москва. У нас набирается поселение возле Минусинска.
Весь этот диалог стенографировал приближённый Виссариона. Также как Виссарион, он был одет в длинную одежду только другого цвета. По его лицу было видно, что он уверен в том, что эти записи непременно войдут в историю человечества. Распрощавшись, мы вышли.
- Это наша квартира, - сказала женщина, которая пригласила меня на встречу.
- Кто Вы по образованию?
- Я и муж имеем инженерное образование. Теперь мы продадим эту квартиру и поедем в Минусинск.
Мы распрощались. Было заметно, что в Виссарионе не светится большая любовь, но и не было злобы. Он не был шизофреником. Он хорошо вжился в свою роль. Такое встречается часто. Кто-то увлекается понравившимся учением. Затем, начинает рассказывать об этом учении. Появляются слушатели. Наступает момент смелости, когда первооткрыватель чувствует себя лидером. Дальше всё идёт как по нотам. Одни называют себя просветлёнными, перепутав свои знания с качеством просветления. Им думается, что набор речей это и есть святость. Другие называют себя учителями. Они считают, что открытые рты слушателей уже показатель их величия. Есть и экстремально смелые, такие как Виссарион. Есть те, которые кокетливо намекают на свою необычность. Есть те, которые выдают себя за инопланетян.
- Я не давно принимала роды у инопланетянки, - сказала мне как-то Флора, когда мы пили чай.
- Я сплю с инопланетянином и, возможно, от него будет ребёнок, - сказала однажды мне женщина по окончанию лекции.
Во всё этом разобраться не сложно. Одни вживаются в роль на уровне естественного артистизма. Другие делают перебор до уровня приобретённой шизофрении. Однако всё это люди. Мы имеем феномен, когда человек видит себя в разных лицах. Это неплохой симптом. Что является гарантом позитивности "естественного артистизма"? Ответ кроется ни в каких-то истинах, а в жизнеутверждении. Кто им судья. Если они будут процветать, если они будут пить яды и говорить на новых языках, то жизненность свою они этим уже подтвердят.
- Ты взяла пробу воздуха в квартире Виссариона? - спросил я Татьяну.
- Да.
- Хотя я почувствовал наличие аэрозолей, но наука должна исключить субъективные восприятия.
Действительно, анализ подтвердил факт обработки Виссариона и всей его команды средствами СС.
- Не завидую поселенцам в Минусинске, - сказал я Татьяне. - Их ждут болезни, язвы, раздражительность, провокации.
Вскоре посчастливилось встретиться с Марией Магдолиной из команды Виссариона. Это сучилось в Индии. Мы с женой жили в южном штате Кералла. Я писал очередную книгу. В ашраме Романа Махарши нам представили русских.
- Я приехала сюда, чтобы выйти замуж за бога.
- Кто этот бог? - спросил я.
- Сатья Саи Баба, - ответила Мария Карпинская, то есть Мария Магдалина.
- А как бог? Он согласен?
- Для меня нет таких вопросов. Я не случайно Мария Магдалина. Сумею совратить даже бога.
- Та Магдалина уже раскаялась от прегрешений.
- Теперь другие времена.
- То есть можно грешить? А как Виссарион?
- Я в нём разочаровалась.
- Почему?
- Не думаю, что он бог. Он артист. Он вжился в свою роль…
- Не без вашей помощи.
- Мы были увлечены.
- Я не имею права осуждать. Но у меня остался открытым вопрос: кто же сыграет роль Иуды Искариота в отношении к Виссариону? Не будет ли это женщина?
- Почему?
- Времена теперь иные.

* *

*

- Ты не хочешь повстречаться с игуменом Иоанном? - спросил меня Игорь Волк.
- С каких это пор космонавтика стала общаться с религией, - пошутил я.
- Так мы ближе всех к богу, - в тон мне ответил он.
- А что это за личность?
- Иоанн заведует духовным образованием и катехизисом при патриархии православной церкви. Мне сказали, что он по этим вопросам правая рука Алексия Второго.
- С удовольствием встречусь.
- Сворачивай к отделению патриархии, - дал он указание шофёру.
Здесь было довольно скромно, но уютно. Не было привычной суеты. Игумен вышел на встречу Игорю и расцеловал его. Меня он целовать не стал. Оно и понятно, кто я такой? В церкви уважают иерархию. Мы прошли в комнату, в которой, к моему удивлению, одновременно было и жилище, и место работы, и тут же спальня Иоанна. Эту скромность заметно было и в добросердечном отношении игумена ко всем посетителям. Я сразу расположился к нему искренне. Ряса явно шла к его виду. Я даже не смог представить его в костюме.
- Позволю представить Вам президента международной ассоциации учёных и интеллигенции Василия Ленского, - сказал Игорь.
- Рад познакомиться, - ответил Иоанн.
- Как вижу, началось сближение религии, космонавтики, а в моём лице учёных и интеллигенции. Наверно, такое же сближение идёт в политике. Как Вы к этому относитесь?
- Удовлетворительно, - ответил игумен. - Сближению людей можно только радоваться.
- Это по-человечески. Но, я имел ввиду нечто другое. Сама сфера действия и характер существования поставлен так, что одно может исключать другое.
- Это плохой тон с позиции учения господа нашего.
- Однако в своё время Иисус не нашёл общего языка между фарисеями, книжниками и Иродом. Мне кажется это не случайно.
- Всё в руках господа.
- Для меня такой ответ не говорит абсолютно ничего. Согласитесь, что мы общаемся словами. Слова - инструмент интеллекта. Я - президент интеллектуалов, иными словами, я могу общаться только лишь на языке слов. С другой стороны, в Вас я вижу коллегу.
- Вижу, вы нашли общий язык и даже становитесь коллегами, - пошутил Игорь. - Мне нужно поехать по делам, а через час я пришлю за тобой, Василий, машину.
- Не стоит беспокоиться, я доеду на метро.
- Для меня тоже нет проблем, - ответил Игорь, - но я, на всякий случай, пришлю машину или подъеду сам.
- Вернёмся к нашему разговору, если у Вас есть время, - продолжил я, когда Игорь ушёл.
- Время у меня есть. Общаться с людьми - это моё назначение, - любезно сказал Иоанн.
- Я начну с другого конца. Как Вы смотрите на сегодняшние увлечения экстрасенсорикой, магией, колдовством, инопланетянами?
- Всё это не было чуждо церкви никогда. Моисей использует магию во дворце царя Египта. Волхвы определяют, где родился Иисус Христос. Космические силы вообще насквозь пропитывают всю религию.
- В чём Вы видите различие?
- Религия ставит всё это во благо человеку. Всё остальное находится в стихии. Мне известны эти влечения людей. Я нахожу в них очень много гордыни и личной заинтересованности. Не зримо под этими чудесными свойствами он провозглашают лично себя свои выгоды. Религии это противоестественно. Можно сказать из исторического человеческого опыта, что это несёт собою вредоносность.
- Мы опять вернулись к свойствам человека. Свойства одни и те же. Однако получается, что одно и то же свойство может навредить, а может пойти во благо, - начал я возвращаться к изначальному намёку на возможную несовместимость религии и других сфер существования Человека.
- Так оно и есть. Поэтому чудотворные силы в руках тщеславного человека обернутся злом. Чем ярче сила чудотворности, тем большее она принесёт зло.
- Например, сказание о Люцифере, и силах Валтасара. А как Вы относитесь принципиально к Кабалистике?
- Таких тем в Библии нет. Всё это развито потом инакомыслящими.
- Вот опять мы вернулись к инакомыслящим и создающим иные ритуалы. Я не говорю об иных религиях. Уверен, что Вы отнесётесь к ним позитивно.
- Бог един.
- Мы имеет три разновидности: религии о едином боге, некоторые отрасли увлечений, исходящие из религий и повседневное мирское существование. Может так статься, что одно принципиально отвергает другое. Помните как научное знание, напрочь, отрицало религию.
- Это плохой тон науки. Есть наука о боге. Например, Гегель читал лекции по доказательству бытия божия. Эти лекции пользовались огромным успехом. Научное знание вторило советской идеологии. Отсюда произошёл конфликт.
- Идеология принадлежала политикам. Вот уже две отрасли находились в противоречии с религией. Нет ничего случайного.
- Для религии и это не ново. Во искушению человеку дано многое.
- Иными словами, Вы считаете это греховным заблуждением?
- По крайне мере, теперь это исправляется.
- Я задаю вопросы, базируясь на свойствах Человека. Почему кабалисты, опираясь на Библию, свернули в другую сторону? Я, например, их понимаю. По Библии, человек живёт четыреста и даже девятьсот лет. Сара рожает первенца в сто двадцать лет. Для нас это звучит так, словно, в Библии пропущено, что-то важное. Библию трактуют служители церкви. К ним может возникнуть не доверие.
- Трактовкой Библии занимается ни один человек, а вся церковь.
- Я говорю о факте. Кабалисты представляли из себя тоже не одного человека. Они стали трактовать Библию по-своему. В базу трактовки было положено Пятикнижие Моисея. Кабалисты тоже получили результат в виде чудес. Отсюда и пошли легенды о Люцифере, Валтасаре и прочих "личностях".
- Вы правильно подметили, сказав слово "личности". Если личность, то она противопоставляет себя господу. Следовательно, всё это антихристы.
- А как, Вы считаете Алексия Второго личностью?
- Всё мы братья во Христе. Каждый исполняет свой долг. У нас нет личностей.
- По моим сведениям он имеет дар организатора. Следовательно, он служит иерархии. Без личностей нет иерархов.
- Он выполняет человеческий долг, но служит господу.
- Не мешает одно другому? Ведь это противоположные качества.
- Мы ему доверяем.
- Зато политика без личностей не бывает. Там нет братьев и сестёр, иначе будет анархия. Получается, что все политики это антихристы. А Вы только что радовались сближению церкви с политиками. Теперь поговорим об учёных и, в целом, об интеллектуалах.
- У Вас, Василий, специфическая манера вести диалог.
- Если бы речь шла о вере, то мы сидели бы молча. Религиозное чувствование словами не описать. Точно также в церквях вместо проповедей стояла бы абсолютная тишина. Я нахожусь в месте, которое заведует духовным образованием. Без информации слов и знаний здесь не обойтись. Не станется ли так, что есть тоже две стороны: знание, угодное богу и другие занимающиеся знаниями антихристов.
- В истории такого было много.
- Но и религия делала промахи. Только что Вы общались с руководителем космическими полётами. А когда-то покушение на небо являлось ересью.
- Вот Вы сами и ответили на вопрос. Вы сказали "покушение на небо". Если о небе говорить как о предметности, то никакого здесь противоречия религии нет. Если на небо покушаться с позиций гордыни, то это область не предметности, а духа человека. Точно также перед этим мы говорили о чудесах.
- Как Вы представляете политику без гордыни? В инстинкте любого политического деятеля заложена власть и стремление управлять другими людьми.
- Мы тоже находимся в поиске. Политика не имеет утверждённого состояния. Не исключено, что есть вариант политики, когда даже президент будет просто исполнять свои функции. В церкви таких явлений очень много. Только что Вы видели строителей, которые реставрируют церковь. Это наши прихожане. Но перед богом мы все находимся на равных.
- Значит, церковь проявляет активное изыскание?
- Силу власти церковь ощутила на советских репрессиях. В том можно усмотреть упущение самой церкви. Церковь несёт моральную ответственность за людскую греховность. Эта греховность может принести такие размеры, что начинает уничтожать и саму религию. Тому пример власть Советов.
- Мне такой подход нравится. Но как быть с наукой? Как учёному смотреть на электроны, протоны, микро и макро объекты, на всевозможные чудесные эффекты, которые уже не принадлежат человеческим свойствам.
- Это подтверждает необъятные возможности Творца.
- Учёные стали такими же чудотворцами. Однако святыми, как чудотворцев-людей, их никто не собирается считать. Нет ли здесь несправедливости?
- Учёные открывают творения божии, а святые несут их в духе своём. Чудотворец является человеком, соответствующим принципу и подобию бога.
- У меня это не вяжется, так как по Библии каждый человек создан по принципу и подобию бога. Однако одно отсеивается к святому, а другое к сатанинскому. Если учёных не признать святыми, то автоматически их чудеса отходят к сатанинским. Теперь мы имеем уже три вида чудес, два из них принадлежат человеку так, что он же и является их носителем, третье принадлежит открывателям чудес в природе. С первыми двумя мы разобрались. Чудотворение в церкви и среди мирян, идущие во благо, является созидательным. Шанс сорваться на чудесах имеет та стихия, где есть гордыня, тщеславие, инстинкт личностных интересов. Я абсолютно с этим согласен. Остаётся разобраться в третьей группе людей. Они творят чудеса. Эти чудеса принадлежат и служат человечеству.
- Разобраться и в этом не сложно, - мягко сказал Иоанн. - Подходите к этому также, как и предыдущим случае. Чудеса, идущие во благо человечеству, исключают зло. Но от учёных точно также идёт очень много вредоносных открытий. Мы видим это по разрушениям и страхам населения планеты от возможных катастроф. Это всецело находится на совести учёных.
- Не придём ли мы к тому, что некоторых учёных-чудотворцев придётся считать святыми?
- Для этого потребуется установить отсутствие зла не в их делах, а их сущности. Злое дело в руках созидательного человека превратится в доброе.
- Как это понять?
- По духу учёный может оказаться злодеем. Но когда результаты его труда попадут в руки добрых людей, то его зло обернётся во благо. Кому мы в таком случае припишем святость?
- Логично. Следовательно, церкви придётся сближаться с учёными.
- Вот мы с вами и беседуем, - пошутил он.
- Как я понял, церковь берёт направление на созидательные процессы во всех областях, где есть человек?
- Не хочу преувеличивать. По крайней мере, так хотелось бы. Греховность может родиться в любом виде. Там где есть человек, там всегда есть искушение. Опыт у церкви большой, а у православной церкви он включает ещё и репрессии даже к святым со стороны мирян. Надеюсь, что этот недочёт есть теперь возможность исправить.
Прощаясь, я подарил Иоанну свою книгу "Президент и один в поле воин". В ней говорилось о садистах из СС.
- Думаю, что Вам эта информация не помешает для точной ориентации в мирских делах, сказал я при этом, - Бывает так, что небольшое дополнение резко меняет ориентиры.

 

 

 

к следующей главе

к оглавлению

читать другие книги

оставить отзыв

 

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

В.В.Ленский©2001-2002